Базанов В. В. Технология сцены. - Москва: "Импульс-свет", 2005 .Отрывки из книги

 

Раздел 2. Театральная сцена - устройство и оборудование

Глава 4. Театральные занавесы

Занавес в театре - это одновременно и техническое устройство, и декорация. Впервые занавес понадобился театру для временной оптичecкoй изоляции сцены от зала в момент перемены сценической обстановки. Таким образом, с одной стороны занавес служит для перекрытия сцены, а с другой - обозначает начало и конец сценического действия. Эта вторая функция занавеса логически вытекает из первой, поскольку закрывать сцену и открывать ее можно только по окончании действия или при его начале. Помимо этого, занавес способствует созданию сценической иллюзии и предварительной, жанровой настройки зрителей на восприятие спектакля.
Эстетическое назначение занавеса впервые было обосновано И. Фуртенбахом в книге "Увеселительная архитектура". Знаменитый театральный архитектор XVIIIB считал, что зрители, придя в театр, до определенного момента не должны видеть, что происходит на сцене. По Фуртенбаху, открытие занавеса повергает зрителей в иллюзopный мир сцены, мгновенно настраивая их на восприятие "героического" искусства. Известно, какое значение придавали художники МХТ процессу раскрытия сцены, находя в движении занавеса массу нюансов и оттенков эмоционального воздействия.
В театральном занавесе все имеет значение-его внешний вид, фактура, цвет, характер движения и, главное, способ раскрытия сцены. По способу раскрытия занавесы делятся на подъемно-опускные, раздвижные, фигурные и комбинированные. А по функциям - на антрактные и игровые.
Подъемно-опускные антрактные занавесы преимущественно используются в музыкальных театрах. Раздвижные - в драматических.
Вертикальное перемещение подъемно-опускного занавеса являет собой величественное зрелище, торжественный акт, предполагающий такой же возвышенный, "героический" строй всего спектакля. Особенно, если он представляет собой живописное полотно.
Раздвижной занавес по сравнению с подъемно-опускным обладает большим диапазоном ритмических и эмоциональных красок. Собираясь в складки и немного волочась по планшету, раздвижной занавес имеет свой рисунок раскрытия сцены, а, следовательно, и другое качество воздействия. При малейшем изменении ритма и темпа движения возникает новая эмоциональная окраска.
Антрактный занавес относится к разряду постоянного оборудования сцены. Это главный занавес театра. Игровой или, иначе, интермедийный изготавливается специально для какой-либо постановки. В отличие от антрактного, его цвет, фактура, способ раскрытия выбираются каждый раз по-разному. Являясь элементом изобразительного решения, игровые занавесы большей частью представляют собой живописную, аппликационную и даже жесткую декорацию, подвешенную на нулевом плане сцены. Это своего рода изобразительная увертюра, передающая существо идейно-художественного замысла, вводящая зрителей в атмосферу спектакля и его жанровую тональность.

Занавес раздвижной

Устройство раздвижного занавеса должно отвечать двум основным требованиям: полному перекрытию сцены и синхронности движения обеих половин.
Надежное перекрытие сцены осуществляется при помощи так называемого запаха, когда одна половина занавеса заходит за другую. Для этого обе половины занавеса размещаются на некотором расстоянии друг от друга и монтируются на разных направляющих. Синхронность движения частей достигается единой системой привода.
...
Обе части занавеса подвижно прикреплены к двум горизонтальным направляющим, которые одновременно служат им опорой. Величина каждой части рассчитана так, чтобы в закрытом положении боковые кромки не выходили за пределы портала или кулисы, а запах составлял не менее 1 м.
Приводная система состоит из нескольких блоков, каната или троса, соединенного бесконечной петлей. На одном конце занавеса устанавливается горизонтальный обводной блок с одной канавкой. На другом - два одноканавочных блока, имеющих общую ось. Третий блок, или приводной барабан, крепится внизуу планшета сцены. Через все блоки пропускается бесконечная мягкая тяга, которая прочно прикрепляется к первым (считая от центра) кольцам или кареткам каждой части занавеса. Обе линии тяги совершают противоположно направленное движение, закрывая или открывая занавес. К ведущим тягам занавес крепится после того, как обе его половины полностью зашли одна за другую, т. е. в закрытом состоянии. Это обеспечивает синхронизацию и равномерность перекрытия сцены.


English